bilimlar_sari_chorlar_birinchi_n_iro_

Первый раз в первый класс. Адаптация ребенка к школе – это серьезно

Недалек тот день, когда в школах нашей страны прозвенит первый звонок и тысячи детей в первый раз сядут за парты. Праздник отшумит и начнутся учебные будни с их радостями и трудностями, которые несут новые знания, впечатления, общение со сверстниками и старшими товарищами, с учителями. Родителям необходимо знать, что это один из самых трудных периодов в жизни ребенка, когда он сталкивается с новой непривычной средой, которая требует от него определенной умственной, эмоциональной и физической подготовленности. Чтобы привыкнуть к школьной обстановке и предъявляемым требованиям ребенку необходимо время – и это не две недели и даже не месяц. Первая адаптация к школе может длиться от двух месяцев до полугода. Как сделать так, чтобы этот процесс прошел успешно? Попробуем ответить на этот вопрос и рассказать о том, на что следует обращать внимание родителям.

Станьте своему ребенку лучшим другом

В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребенку поверить в себя, в свои силы и возможности. Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится Ваш ребенок. Очень полезно ребенка просто послушать.

Необходимо беседовать с ребенком о школе. Такие беседы могут касаться любых аспектов школьной жизни: какие были уроки, чему научился, с кем подружился или поссорился. Такие беседы создают у ребенка уверенность в том, что родителям интересно все, что с ним происходит, а не только его успехи в учебе. Это также научит ребенка быть более внимательным к событиям школьной жизни, анализировать свой прошедший день, быть более собранным и наблюдательным.

Учитывайте темперамент своего ребенка. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлитеольным сложно привыкать к школьному ритму. Расскажите об особенностях характера Вашего ребенка классному руководителю и попросите проявлять к нему внимание.

Не критикуйте своего ребенка, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит эти проблемы.

Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребенка – ни с одноклассниками, ни с детьми друзей и знакомых. Это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

Обеспечьте ребенку правильный режим

Первые дни в школе очень трудны для ребенка. Ему приходится привыкать к новому коллективу, к новым правилам поведения и общения, к новому распорядку дня. Поэтому поведение юного школьника в эти дни может отличаться от обычного и внимательный родитель обязательно это заметит. Например, малыш может стать плаксивым и раздражительным, проявлять агрессию, быстро уставать, терять аппетит, засыпать с трудом и пр. Все это первые признаки того, что ребенку требуется Ваша поддержка. В этот период важно обеспечить ребенку спокойную и ритмичную жизнь: вовремя ложиться спать, чтобы успеть выспаться и вовремя вставать, чтобы своевременно собраться и не опоздать на занятия. Опоздания на уроки – это вина родителей, а не ребенка. Лихорадочные утренние сборы в школу можно предупредить, если выработать привычку собирать портфель и готовить одежду на следующий день с вечера.

Не подводите своего первоклассника – позаботьтесь о его внешнем виде и здоровье

Всем взрослым известно, что здоровье человека напрямую зависит от соблюдения правил гигиены. Поэтому эти знания нужно доносить детям с раннего возраста, чтобы в будущем не возникало нежелательных проблем. Часто дети не понимают, насколько важно следить за собой, что может вызывает различные конфликты между детьми и насмешки, что может негативно отразиться на их психологическом самочувствии, стать одной из причин плохой адаптации к школе. Поэтому родители должны проводить соответствующие беседы с раннего возраста и контролировать соблюдение элементарных правил чистоты.

Научите своего первоклассника следить за состоянием портфеля и школьных принадлежностей, книг, тетрадей. Не отправляйте его в школу одетым не по-форме, не опрятным. Научите ребенка правильно мыть руки после посещения туалета и перед едой. Продумайте, как Вы можете помочь ему в этом, например, положите в портфель влажные салфетки или гель, чтобы ребенок всегда мог соблюдать чистоту.

Давайте ребенку с собой воду или чай. Расскажите ребенку о том, что нельзя разрешать пить из одной посуды с другими детьми. Если Ваш ребенок хочет поделиться с кем-нибудь своим напитком, он может налить его в отдельную посуду. Также расскажите, что нельзя давать другим детям свои предметы гигиены, например, расческу.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка был правильный режим питания. Обязательно кормите его завтраком перед школой, а на обед, если он не предусмотрен в Вашей школе, соберите с собой. При этом продумайте его так, чтобы он был вкусным и полезным, а еще, чтобы ребенок смог съесть его самостоятельно, не запачкавшись.

Правильно организуйте свободное время своего ребенка

В этот период разумно ограничить просмотр телевизора и компьютерных игр, так как они могут создавать дополнительную нагрузку на психологическое самочувствие ребенка. Лучше почитайте ему перед сном, поиграйте с ним в привычные для него игры, уложите спать. Хорошо повлияют на самочувствие ребенка занятия с водой и песком, рисование под музыку, лепка из пластилина и глины. Спортивные игры и прогулки на природе тоже хорошо помогают бороться со школьным стрессом.

Сегодня некоторые родители стараются все свободное время ребенка занять в специальных кружках, танцевальных и музыкальных студиях, языковых курсах и пр. С одной стороны, это хорошо, так как позволяет ребенку развиваться по интересам. Но, с другой, может создавать умственные и физические перегрузки, которые в этот период могут особенно негативно сказаться на психологическом самочувствии младшего школьника.

Будьте внимательны к учебе ребенка

Практически все родители хотят видеть своего ребенка отличником и внушают детям, что они должны учиться на одни пятерки. Однако на практике зачастую случается, что дети не всегда справляются успешно со всеми предметами. Не нужно ругать ребенка за неуспехи и плохие отметки, и, тем более, навешивать ярлыки «неумеха», «двоечник», «лентяй». Негативные оценки взрослых повышают тревожность малыша и вселяют в него неуверенность в своих силах. Он сам начинает думать, что он такой, как о нем говорят. Родителям нужно чаще хвалить своего первоклассника за успехи, вселять уверенность, что пусть и не с первого раза, но у него все получится. Важно знать, что следует хвалить или ругать не самого ребенка, а результат его работы. Например, вместо «Ты молодец» лучше сказать «Как красиво ты написал/нарисовал».

Не отказывайтесь принимать участие в школьных мероприятиях, конкурсах, концертах, которые требуют участия всех членов Вашей семьи. Так ребенок почувствует Вашу поддержку, будет увереннее, особенно, если Вам удастся завоевать призовое место.

Поддерживайте постоянный контакт с классным руководителем Вашего ребенка, узнавайте о его успехах, будьте в курсе жизни класса, не пропускайте родительские собрания.

Один из вопросов, который часто задают родители: «Надо ли делать с ребенком уроки?». Приготовление уроков – новая деятельность для первоклассника и задача родителей – научить его делать это правильно. Необходимо помочь подготовить рабочее место, учебники, прописи, цветные карандаши, ручки. Затем нужно обсудить, в чем состоит домашнее задание и как его выполнить. После того как работа будет закончена, взрослый должен проверить его и помочь собрать портфель на завтра. Через некоторое время можно позволить справляться ребенку с домашним заданием самостоятельно, только следите, чтобы оно не растягивалось на долгие часы.

Помогайте ребенку правильно общаться

Если ребенок не ходил в детский сад и у него недостаточно опыта в общении со сверстниками, то в первое время в школе у него могут возникать конфликты с одноклассниками. Нужно беседовать с ребенком по каждой такой ситуации. При этом не нужно искать, кто прав, а кто виноват. Помогите ребенку быть дружелюбным и открытым, объясните, что все люди разные и нужно уметь находить компромиссные решения. Научите общаться в коллективе, при необходимости, обращайтесь к специалистам – психологам, которые помогут Вашему ребенку развить коммуникативные навыки.

Не запрещайте ребенку выражать свои чувства. Нужно разобраться вместе с ребенком, что именно вызвало появление страха или злости, осудить проблемы. Можно рассказать ребенку сказку или историю, в которой герой успешно справляется с похожими трудностями. Такая сказка научит его конструктивным способам решения конфликтов и преодоления трудных жизненных ситуаций.

Излишнее беспокойство и тревоги родителей передаются ребенку, сказываются на его поведении и на школьных успехах. Поэтому в течение этого непростого адаптационного периода очень важно поддерживать спокойную, дружескую атмосферу в семье. Постарайтесь проводить больше времени с ребенком, выбирайте занятия, интересные для всех членов семьи: совместные прогулки, чтение вслух, совместный просмотр кинофильмов, настольные игры.

Надеемся эти нехитрые советы помогут Вам освоить роль родителя первоклассника, а ваше внимательное и уважительное отношение к ребенку поможет ему успешно справиться с его новой ролью – ролью школьника.

                                                 Ирмухамедов Т.Б. – ассистент кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии ТашПМИ

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Просмотров: 373 | На печать На печать
Click to listen highlighted text! Powered By GSpeech